Три способа, помогающих в сжатом виде изложить на бумаге содержание лекции, книги или семинара

Метод квадратов

Этот способ пропагандировал Билл Гейтс. Он заключается в том, что лист бумаги делится на квадраты и в каждом из них записываются мысли, которые между собой логически связаны. Один из квадратов предназначен для того, чтобы в нем писать вопросы, возникшие по ходу конспектирования.

Преимущества:

Позволяет систематизировать содержание семинара или лекции в том случае, когда выступает несколько человек или лектор постоянно прыгает с темы на тему.

Недостатки:

При большом объеме информации можно запутаться в квадратах, а когда материал хорошо систематезирован, то особого смысла в квадратах нет.

Метод Корнелла.

Каждый лист в тетради разделяется на три части: слева поля порядка 5см, снизу поле 2-3 см. На оставшейся части листа пишется содержание лекции.

На полях слева пишется подзаголовок или краткое содержание той части лекции, которая записана в основной части. А на полях снизу - краткое содержание страницы.

Преимущества:

Очень хорошо для поиска ответа на вопросы, освещенные в лекции или в книге (статье). Просто читаете короткие фразы на полях и для более грубого поиска можно использовать поля внизу страницы.

недостатки:

Надо иметь определенные навыки работы с текстами, уметь быстро записывать и выделять основные мысли из прочитанного или услышанного.

Ментальные карты Тони Бьюзана.

Данные делаются в виде рисунка, в центре которого основная тема, а от нее отходят те вопросы, из которых она состоит, а они в свою очередь тоже делятся на составляющие.

Рисунок запоминается гораздо легче чем конспект, он может быть выполнен от руки или спомощью специальных компьютерных программ.

Преимущества:

Легче запоминается. Хорошо структурирует проблему. Позволяет выделить и наглядно показать связи между элементами системы. Просто не заменим при проработке схемы реализации проектов различного уровня сложности и маштабности.

Недостатки:

Требует достаточно серьезной предварительной подготовки. Подходит не для всех видов информации.