В данной статье будут даны ответы на вопросы о правильном распорядке дня, особенностях влияния биологических ритмов на активность и эффективность деятельности человека, основных подходах и методиках составления режима дня для разных людей: мужчин и женщин разных профессий, взрослых, студентов и школьников.

Правильный распорядок дня делает жизнь более упорядоченной. Он позволяет не упустить ничего важного: вовремя поесть, поработать тогда, когда сил максимально много, и отдохнуть тогда, когда это удобно. Соблюдение режима делает человека более дисциплинированным и позволяет легче достигать поставленных целей.

Определение режима дня

Режим дня – это продуманный список мероприятий в течение дня, и максимально рациональное распределение этих мероприятий по времени.

Режим дня позволяет нам наиболее эффективно использовать наши ресурсы, и прежде всего время, для того, чтобы без спешки, без перенапряжения выполнять все задачи, которые стоят перед человеком. Базовый план составляется в течение дня потому, что:

  1. События, которые должны произойти в течение дня достаточно легко предвидеть.
  2. В том случае, если план не выполнен сегодня, то создать новый распорядок можно уже на завтра.

Распорядок дня строится на основе личной ситуации каждого человека. Но общие рекомендации едины для всех потому, что системы организма у людей работают по одним принципам. Поэтому оптимальный для Вас распорядок дня можно и нужно строить на основе предложенных учеными базовых схем.

Влияние биологических ритмов

Если человек резко меняет свой ритм жизни или совершает перелет через несколько часовых поясов, то он испытывает сильную усталость, снижение работоспособности. Причина - не соответствие образа жизни и привычных для него биологических ритмов.

Биологические ритмы (биоритмы) – Это длительность и интенсивность сменяющих друг друга биологических процессов в живом организме.

Биоритмы бывают внутренними (эндогенными), это внутренние биологические часы организма, и внешними (экзогенными), например, смена дня и ночи или работа в ночную смену и сон в течение дня.

циркадные ритмы – это смены уровня активности процессов, происходящих в организме в течение суток.

Биоритмы только недавно были признаны официальной наукой. Но опыт их использования в различных прикладных направлениях позволяет судить о том, что их необходимо учитывать при планировании своего дня.

Может ли "сова" и стать "жаворонком"

В психологии часто встречается определение некоторых людей как "сов". "Совы" наиболее активны вечером и ночью, а вставать рано им очень тяжело. Другие люди - "жаворонки". Наоборот рано встают, а к вечеру запас энергии у них кончается.

Эта классификация очень условна. Опыт спортсменов, политиков и предпринимателей, которые много путешествуют по миру, говорит о том, что тип активности можно достаточно быстро изменить. Для этого надо применить правильную стратегию:

  • после перелета 2-3 дня оставить на адаптацию, запланировав как можно меньше дел;
  • за несколько дней до поездки перейти на легко усвояемую пищу и воздержаться от алкоголя;
  • по возможности, для полета на запад использовать утренний рейс, а на запад - вечерний;
  • за 2-3 дня до вылета начать жить по времени нового часового пояса;
  • если Вы летите на запад, то сон надо сдвинуть на несколько часов позже, а при поездке на восток - ложится спать и вставать надо пораньше.

Если изменения происходят не часто, то организм сам перестраивает свой режим работы. Например, школьник учится в первую смену. Он легко просыпается и включается в работу в первой половине дня. А после поступления на вечернее обучение в ВУЗе, уже через полтора-два месяца он уже достаточно легко справляется с учеными нагрузками после 18.00.

Для большинства людей верны следующие периоды активности различных систем организма:

05:00-06:00. Чуткий сон в этот период обусловлен тем, что в крови увеличивается содержание сахара и обмен веществ ускоряется.

07:00-09:00. Самое время для физической зарядки и завтрака. Пищеварительная система активна, усвоение пищи идет легко и быстро.

09:00-10:00. Пища с завтрака усваивается. Легкие углеводы из нее помогают быстро решать задачи на внимание.

10:00-12:00. В этот период умственная активность максимальна, работоспособность высокая.

12:00-14:00. Время обеда. Работоспособность снижается.

14:00-16:00. Этот период лучше посветить отдыху и неспешному перевариванию пищи.

16:00-18:00. Второй период высокой умственной активности и работоспособности.

18:00-20:00. В начале этого периода надо поужинать, чтобы пища до утра успела усвоится организмом. Через час-полтора после ужина полезно прогуляться.

20:00-21:00. Время для спорта, общения и культурных мероприятий.

21:00-22:00. Период высокой умственной работоспособности.

22:00. Тело переходит в режим отдыха.

23:00-01:00. Обмен веществ сильно замедляется, пульс редкий, организм полностью расслаблен.

02:00-03:00. В этот период бессонница максимально вредна. Организм должен отдыхать.

Что должно входить в режим дня

У каждого человека может быть достаточно много оригинальных пунктов распорядка дня. Но мы перечислим те, которые присутствуют практически в любом варианте этого плана:

Сон. Как недостаток, так и избыток сна вредны. Если человек спит мало или много, то он плохо себя чувствует и его работоспособность снижена.

Идеальное время для сна с 22.00 до 6.00. В среднем взрослый человек высыпается за 7-8 часов. Но есть много исключений. Среди исторический примеров: Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт, Маргарет Тетчер и многие другие, которые спали 4 часа и чувствовали себя хорошо. Поэтому стоит прислушаться к своему телу и путем наблюдения выявить, сколько часов надо именно Вам для того, чтобы на следующий день чувствствовать себя бодро и сохранить энергию до вечера.

При коррекции распорядка дня часто возникает проблема: как уснуть в нужное время? Вот рекомендации по тому, как это сделать максимально эффективно:

  • Перед сном вместо просмотра фильма лучше послушать классическую музыку или почитать книгу;
  • За 1-2 часа до сна надо прогуляться или сделать комплекс физических упражнений;
  • Ужин должен быть легким;
  • Перед сном надо проветрить спальню и по возможности отставить окно открытым на ночь;
  • Нагрузка на день (физическая и умственная) должна быть распределена так, чтобы к вечеру накопилась усталость;
  • Если уснуть вовремя не получилось, то встать утром все равно надо по новому расписанию. На следующий день войти в новый график будет легче.

Питание. Без еды мы жить не можем. С пищей мы получаем не только энергию для физического и умственного труда, но и строительные материалы для обновления тканей нашего организма. Поэтому питаться надо правильно и регулярно. В пище должно быть достаточно питательных веществ. Для этого диеты должны быть согласованы с врачами и соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям.

Отдых. Наш организм нуждается в периодической смене труда и отдыха. Мы отдыхаем не только ночью. Когда мы меняем вид деятельности, то все органы и системы нашего организма, не задействованные в работе отдыхают. Для это надо правильно чередовать виды работы в течение дня. А во время перерывов надо стараться не сделать побольше своей работы, а как можно сильнее расслабиться. После полного отдыха работоспособность значительно возрастает.

Так же очень важен отдых вечером и в выходные. А то, как Вы проведете ежегодный отпуск надолго определяет вашу эффективность на работе.

Работа. У каждого своя работа. Школьники и студенты - учатся. Взрослые - строят карьеру по выбранной специальности. И планирование своей учебной и производственной нагрузки является своего рода искусством, которое получило название "самоменеджмент". В разделе "Рекомендации" этого сайта есть советы по тому, как овладеть этим искусством увеличения своей личной эффективности.

Физические нагрузки. Самая простая и всем доступная физическая активность - гуляние по скверам и набережным. В отличие от бега трусцой при этому нельзя перегрузить коленные суставы и получить растяжение связок. Прогулки доступны при любых медицинских диагнозах. Начинать надо с малого, хотя бы с прохождения одной остановки общественного транспорта по дороге в школу или на работу.

Психическое равновесие. Здоровое тело и здоровый дух едины и взаимосвязаны. Если человек находится в душевном равновесии, то он эффективен во всех областях жизни. Подробности по всем вопросам нахождения своей индивидуальности рассмотрены в разделе этого сайта "Путь к себе".

Составляем свой режим дня

Так выглядело расписание дня З.Фрейда:

Распорядок 
дня З.Фрейда

Не идеальный пример (Зигмунд никогда не был иконой стиля), но можно рассматривать как вариант

Режим дня взрослых

1. Задачи на день и сроки их выполнения надо обязательно где-то записать. Это можно сделать в специальной программе на телефоне или в компьютере, можно просто на листе бумаги. Записывать важно для того, чтобы в конце дня подвести итоги и выяснить: что получилось, что не удалось и почему.

2. В распорядок дня должны быть внесены реальные задачи. Те задачи, которые можно отнести в раздел "было бы неплохо попробовать" лучше записывать отдельно. Ведь список мы пишем для того, чтобы точно ему следовать. И необязательные пункты в нем расхолаживают, снижают уровень самодисциплины.

3. Все задачи в списке обязательных для выполнения в течение дня, должны быть проранжированы в порядке убывания значимости. И в этом порядке их надо выполнять, начиная с самых важных.

4. В списке задач надо предусмотреть время на личную гигиену и регулярный прием пищи в определенное время.

5. Первый, черновой вариант распорядка дня составляется на основе общих представлений о том, каким он должен быть. Потом, при попытке применить его в жизни, он начинает корректироваться. И окончательной коррекции у такого плана никогда не бывает. Любое изменение внешних условий или работа над какими-то личностными качествами, будут вносить в распорядок дня свои коррективы.

6. Обязательно в режиме дня надо предусмотреть не только задачи по работе и личностному росту, но и время на отдых и домашние дела.

Режим дня школьника (подростка)

1. Начинать надо с наблюдения: сколько времени занимает дорога, подготовка домашних заданий по разным предметам и посещение кружков (секций).

2. Для школьников надо обязательно предусматривать время для отдыха после занятий и после выполнения домашних заданий. На каждый такой период отдыха надо отводить порядка полутора часов. И часть этого времени надо проводить на свежем воздухе.

3. Самым плохим вариантом отдыха является игра в игры на телефоне или компьютере. Для полноценного отдыха лучше записаться в спортивные кружки или выполнять физическую работу по дому или в саду.

4. У детей редко получается мотивировать себя самостоятельно и надолго. Здесь очень важна помощь и поддержка родителей.

5. В начальной школе надо запланировать время для дневного сна. В старших классах уже возможны личные вариации начала и окончания ночного сна. Чтение обязательной литературы тоже лучше запланировать на вечер, перед сном.

6. Это вариант режима для учащегося третьего класса, одобренный врачами:

  • 7:00. Подъем.
  • 7:00-7:30. Водные процедуры и зарядка.
  • 7:30-7:45. Завтрак.
  • 8:30-13:05. Школа: уроки.
  • 13:30-14:00. Обед.
  • 14:00-15:45. Прогулки, секции и игры на свежем воздухе.
  • 15:45-16:00. Полдник.
  • 16:00-18:00. Выполнение домашних заданий.
  • 18:00-19:00. Отдых.
  • 19:00-19:30. Ужин.
  • 19:30-20:00. Помощь родитеям в домашних делах.
  • 20:00-20:30. Прогулка на свежем воздухе.
  • 20:30-21:00. Подготовка ко сну.
  • 21:00. Сон.

Режим дня студента

1. Начинать составление распорядка надо с анализа того, сколько времени и на что студент тратит в течение дня.

2. Специфика жизни студента заключается в том, что у него много времени уходит на интеллектуальную деятельность. Поэтому обязательно надо предусмотреть чередование умственной и физической активности, причем заниматься физкультурой, по возможности, надо на свежем воздухе.

3. Учебные задачи надо планировать с таким расчетом, чтобы сначала шло повторение уже известного материала, а уже потом - изучение нового.

4. На время сессии должен быть составлен специальный режим дня. В этот период особое значение приобретают питание и чередование труда и отдыха.

5. Если режим дня хорошо продуман и проверен на практике, то следовать ему легко. А производительность труда и удовольствие от жизни значительно увеличиваются.

6. Практика показала, что суденты, составившие для себя и использующие распорядок дня получают дополнительно около пяти часов в день на свои личные дела. Они хорошо учатся и обладают высоким жизненным тонусом.