Б.Паскаль считал, что все проблемы нашего общества возникают из-за того, что человек не может в полном одиночестве спокойно сидеть в комнате

Через 300 лет после Паскаля, Курт Воннегут считал, что главное, из того, что могут сделать молодые люди - это создать устойчивые сообщества, которые смогут спасти их от одиночества.

Так кто из них прав? Мне кажется, что правы оба. Чрезмерная индивидуализация, которая процветает в современном мире приводит к массовому одиночеству. А одиночество не только разрушает, но иногда и убивает человека.

Сначала люди жили племенами, потом семьями. Человек не мог выжить один. Но промышленная революция дала индивидуальную свободу. А она разрушила общности, которые были основой традиционного общества.

При этом на смену живому общению пришли гаджеты и социальные сети. Мы можем общаться на расстоянии. Но мы не чувствуем себя связанными с друзьями и родственниками. Мы одиноки при наличии тысяч виртуальных друзей.

Здесь мы видим две потребности человека: потребность быть частью группы и потребность в личных физических контактах.

Человеку необходимо принадлежать к такой группе, которая позволяет ему поддерживать свою картину мира. Эта группа должна обмениваться взглядами, мыслями и эмоциями.

Но если у человека есть группа, но нет личной близости, то он может быть одиноким среди людей.

Личная близость - это то, что позволяет нам понять свое "Я" и получить от близких людей подтверждение того, что наше понимание соответствует действительности.

Если нет понимания того, кто "я" есть на самом деле, то мы начинаем ассоциировать себя с теми ролями, которые мы играем. Роли могут быть разными: роль мамы, роль деловой женщины, роль начальника и т.д. Роли отдаляют нас от самих себя. Это как отдаление человека от других в обществе. Такое же одиночество "я" в группе ролей.

И проводя время в одиночестве, мы можем услышать голос своего "я" и понять, кто я на самом деле. Так парадоксально одиночество решает проблему одиночества. Мы начинаем чувствовать личную близость с собой.

Следующий этап - поделиться пониманием своего "я" с окружающими. И это уже полный и достаточно ощутимый выход из одиночества.

Таким образом, одиночество это не новая проблема. Одинокими были все члены племени, чьи потребности противоречили нормам, принятым в этом сплоченном обществе. Просто из-за отсутствия личной свободы они были вынуждены врать и себе и другим, что они такие же как все. Именно такая судьба, например, уготована всем любителям говядины в Индии.

С этой точки зрения наша сегодняшняя разобщенность - это проблема отсутствия чувства общности и любви, но это не связано с одиночеством.

И получается, что уединение разрушает одиночество. В уединении, мы формируем личную близость со своим "я", а потом начинаем транслировать свое достижение в процессе взаимодействия с другими людьми.